Архангельская область - давний и надежный партнер Беларуси. Однако стороны, как отметил глава государства, пока не достигали заоблачных цифр в товарообороте. "Но, я полагаю, у нас все впереди. С 2020 года идет планомерное увеличение объемов взаимной торговли", - убежден Александр Лукашенко.
Пять лет назад стороны говорили о достижении максимального на тот момент обмена товарами в размере $46 млн ($45,7 млн по итогам 2019 года). Но уже в 2023 году был установлен новый рекордный результат - почти $85 млн.
В начале этого года положительная динамика сохраняется. Товарооборот увеличился в 2,7 раза - до $27,5 млн. При этом опережающими темпами вырос импорт из Архангельской области - в 4,6 раза, практически до $22 млн. Белорусский экспорт растет более скромными темпами - всего на 7,7%. "Но мы, конечно, настроены решительно и, думаю, что подтянемся в ближайшее время", - заявил Президент.
"Что касается нашей страны, сегодня удивительным образом дает результат именно то, что не так давно было главным предметом западной критики. Ценой больших усилий в Беларуси сохранили все ключевые отрасли экономики, определяющие отечественную специализацию", - обратил внимание Александр Лукашенко.
Производственную базу в Беларуси развивают на собственной платформе, постоянно модернизируется сельское хозяйство. Но главное, подчеркнул Президент, - есть кадры, научный потенциал в приоритетных секторах.
Александр Лукашенко на встрече предложил партнерам углубить сотрудничество в машиностроении.
Белорусская сторона достаточно глубоко проанализировала совместные возможности. Флагманским направлением традиционно является машиностроение и поставки белорусской техники.
Например, самосвалы БЕЛАЗ прекрасно себя зарекомендовали в том числе в условиях Крайнего Севера. Сегодня активно ведутся переговоры по поставке партии карьерных самосвалов для Первой горнорудной компании.
Следующий блок - пассажирский транспорт. "Мы благодарны за выбор современных автобусов МАЗ для масштабного переоснащения перевозок в столице вашего региона. Общая поставка в конце 2022-го - начале 2023 года составила 150 машин. Гарантийное и постгарантийное обслуживание для белорусских производителей - приоритетная задача. Знайте, что все недочеты, которые могут быть выявлены в ходе эксплуатации, будут немедленно устранены", - заверил глава государства.
В качестве актуальной для обеих сторон темы Александр Лукашенко также обозначил строительство судов усиленного ледового класса. Для россиян они нужны, чтобы решать вопросы, связанные с существенным наращиванием перевозок по Северному морскому пути. Потребность составляет не менее 90 судов, при том что производится не более 30.
Президент подчеркнул, что для Беларуси очень важно серьезно освоить Северный морской путь, по которому можно поставлять десятки миллионов тонн груза. Тем более актуально это направление после введения санкций со стороны стран Запада и закрытия их портов для отечественных грузов. "Мы свои товары в небольшом количестве попробовали поставлять по этому пути, особенно в Китайскую Народную Республику, на Дальний Восток России. Это очень выгодный для нас путь. Поэтому для нас будет очень большой интерес работать с Архангельской областью", - сказал Александр Лукашенко.
"Стратегическая задача для Беларуси - найти новые возможности для перевалки экспортных грузов", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Специфика портовой инфраструктуры Архангельска - контейнеры и генеральные грузы. Что, конечно, не подходит для главного отечественного экспортного груза - калийных удобрений. Зато может быть интересно белорусским производителям лесо- и металлопродукции.